ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В. Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. В центр обсуждения автор ставит именно эти кардинальные проблемы человеческого бытия и среди них такие понятия, как смысл и ответственность. Рассматривая человека как телесно-душевно-духовное целое, автор полагает, что именно эти понятия определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества. Франкл уделяет"пограничным" ситуациям и положениям, например, когда человек оказывается перед лицом неизлечимого заболевания или таким, как пребывание в концентрационном лагере - опыт, который пережил сам автор, - в которых человек получает возможность узнать смысл и ценности своего существования. Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу.

Виктор Франкл - цитаты о страхе

- основной обмен; - артериальное давление. Если учесть этиологию заболеваний этого типа, которую мы назвали микросоматической, то становится понятно, что в каждом таком случае нужно искать соматическую причину. Одним словом, данные функциональные нарушения вегетативного или эндокринного характера при известных обстоятельствах можно доказать только с помощью лабораторных методов.

Виктор Эмиль Франкл — человек, спасший тысячи жизней. Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком.

Правда, может случиться и так, что процесс нормального засыпания постоянно нарушается мыслью: Нужно прогнать от себя подобные мысли, расслабиться и спокойно заснуть. К чувствам, перед которыми испытывают страх нервные люди, относится сам страх. Невропатологи говорят в таком случае о страхе перед страхом. Видимо, именно такой страх имел в виду один невротик, который, беседуя с Ф. Хорошо известна такая болезнь как агорафобия, или боязнь пространства.

В разговорах с этими пациентами в большинстве случаев выясняется, что они больше всего опасаются сердечного приступа или кровоизлияния в мозг а иногда просто коллапса , в результате чего они могут упасть прямо на улице.

Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция Франкла применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования: Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия — страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента.

Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара.

Подчинюсь страху Я очень обижусь на себя. И другого шанса у меня не будет. победилото «я», которое призывало забыть о страхе. И я очень этому.

Найдет ли свой покой воин, путешествующий от битвы к битве? Неужели только после клинка последнего врага? Вопросы о смысле его жизни могут стать хуже отравленной стрелы, поглощающей в страхе умереть так и не постигнув сути бытия. Существует ли лекарство и где его искать? Под каким чудо деревом? Не даром издавна мудрецы интересовались мотивами и поступками людей.

Самые мудрые постигали правду через изучение самих себя. Наши современные душевные лекари многое знают в теории, но что они знают о настоящих душевных муках ищущего смысл самурая? Только тот кто взглянул по ту сторону безумия и бессмысленности стал обладать ценнейшим опытом. Я давно искал такого мастера и нашел на книжной полке. Он ждал, когда кто нибудь обратит на него свое внимание, хоть на секунду отвлекшись от душевных терзаний.

Становится все более важно привести самого психоаналитика к осознанию своих часто бессознательных представлений о человеке. Психоаналитик должен понимать, насколько опасно оставлять это неосознанным. Во всяком случае, единственный способ для него сделать это — осознать, что его теория исходит из карикатурного образа человека и что необходимо внести в него коррекцию.

Глава 14. Логотерапия: Франкл

Герц Лечение пациентов, страдающих фобиями и навязчивыми состояниями, всегда представляло собой наиболее сложную задачу даже для опытного психиатра. Много раз я пытался — как и многие другие психиатры без особого успеха — лечить таких пациентов психоаналитически ориентированной психотерапией. Мы, стараясь применять психоаналитические понятия и теории, потратили годы, анализируя конфликты бессознательного пациентов. Перед тем, как я изложу 7 из 24 случаев, в которых я за последние четыре года с успехом применил метод парадоксальной интенции, я должен отметить, что руководствовался в применении этой техники описаниями самого Франкла [] и теми материалами, что недавно были опубликованы в американском журнале [].

Её автор — Виктор Франкл, создатель логотерапии — метода . Самым болезненным для меня в этом эпизоде был не страх.

Франкл Виктор Франкл родился и получил образование в Вене, степени доктора медицины и доктора философии были присвоены ему в Университете Вены. В период с по г. Франкл был приглашенным профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С по г. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях. Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский, японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский.

Становление и развитие Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия. Затем он приводит еще одну собственную цитату: Представляется, что экзистенциальный анализ относится к анализу существования индивида, в то время как логотерапия обозначает собственно вмешательство.

Название логотерапия употребляется гораздо чаще, причем под ним подразумеваются оба аспекта, что мы и будем делать в данной главе.

Метод парадоксальной интенции Франкла

Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны. Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких.

Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, - готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл?

В этой книге д-р Франкл объясняет, какой жизненный опыт привел его к открытию Голод, унижения, страх и горькая обида на несправедливость.

Некрофобия — боязнь трупов, похорон, похоронных принадлежностей Неофобия — боязнь всего нового Никтофобия — боязнь темноты, наступления ночи, мучительное ожидание бессоницы Нозофобия — навязчивый страх заболеть неизлечимым заболеванием Нумерофобия — см. С Селафобия — боязнь вспышек яркого света Симитофобия — боязнь евреев Сифилофобия — навязчивый страх заболеть сифилисом Спидофобия — навязчивый страх заболеть СПИДом Сатанофобия также демонофобия - боязнь сатаны Сидеродромофобия — боязнь езды на железнодорожном транспорте, особенно в период ускорения Ситофобия греч.

Скабиофобия также акриофобия — боязнь чесотки Скопофобия также скоптофобия — боязнь казаться смешным, привлекать к себе внимание Скотофобия греч.

ЛОГОТЕРАПИЯ В.ФРАНКЛА - ВОЛЯ К СМЫСЛУ (ПРАКТИКА)

Виктор Эмиль Франкл"Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты". Замечательный австрийский психолог го века, автор самостоятельного метода, который получил название"логотерапия", являющегося одним из наиболее практичных в экзистенциальном направлении психотерапии.

Великий психотерапевт Виктор Франкл во время Первой мировой войны был полковым врачом. Как-то он стоял на огневых позициях рядом с.

Вышеназванные фобии не обязательно должны зарождаться только в соматической области — они вполне могут стартовать и из области психической. Другими словами, в смысле конституциональной основы таких фобий могут выступать не только невропатические, но и психопатические установки, например, ананкастическая психопатия, при которой, в зависимости от обстоятельств, имеют место те или иные проявления страха пациента перед самим собой.

Речь идёт о навязчивых мыслях, которые рождаются сами по себе, и о реакции пациента на них, заключающейся в его опасениях претворить в действие эти бессмысленные навязчивые идеи и даже совершить преступление. Здесь реакция пациента состоит в том, что он борется против навязчивых идей, что он всеми силами воюет с ними, бросается на них в атаку, в отличие от тех, кто страдает неврозом страха и избегает ситуаций, таящих в себе опасность.

Одним словом, мы подошли теперь к типу реакций, свойственных неврозу навязчивостей: Но давление рождает противодействие, а противодействие усиливает силу самого давления. Также происходит и при внутреннем давлении, действие которого испытывает на себе пациент: Если к невропатической конституции присоединяется реакция невроза страха, то к психопатической конституции присоединяется реакция невроза навязчивостей, однако реактивный невроз навязчивостей можно вычесть из ананкастической психопатии.

Одним словом, реакция невроза навязчивостей, наложившаяся на психопатический ананказм, обратима, то есть можно добиться её обратного развития. Вместо того, чтобы бороться против навязчивых идей, наступать на них и бросаться в атаку, вместо всей этой ненужной активности нужна пассивность пациента, но правильная пассивность, и она приведёт к тому, что навязчивые идеи атрофируются вследствие своей инактиации

СТРАХ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ. - Психотерапия на практике - Виктор Франкл

Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать. Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности. Другими словами, становится ясно, что мы, диагностируя экзистенциальную фрустрацию или даже ноогенный невроз, должны видеть в человеке существо, которое - в силу своей самотрансцедентности -постоянно находится в поисках смысла.

Что же касается не диагноза, а самой терапии, причём терапии не ноогенного, а терапии психогенного невроза, то мы должны исчерпать все возможности использования не менее свойственной человеку способности к самодистанцированию, которая зачастую и не в последнюю очередь проявляется в виде чувства юмора. Человечная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия, таким образом, предполагает, что мы приобретаем опыт самотрансцеденции и навык самодистанцирования.

Виктор Франкл. «Воля к смыслу» доходящий до одержимости страх, как бы нам самим не навязали смысл и цель, трансформируется.

Франкл"Психотерапия на практике" В. Франкл"Психотерапия на практике" Имея еврейские корни, Виктор Франкл в годы Второй Мировой войны оказался в немецком концентрационном лагере. И, что совершенно поражает, оказался и там не просто выживающим, но, в том числе, — профессионалом, исследующим человеческую психику в самых экстремальных условиях, в тех, которые никогда не появятся в любом искусственно созданном эксперименте.

Там, где жестко стоял вопрос жизни и смерти, Франкл занялся изучением того, какие психические причины способствуют выживанию. И поиск экзистенциального смысла стал не только насущной личной потребностью, но и предметом пристального профессионального внимания психолога. В чем основы психотерапии В. Франкл видел множество смертей и пришел к выводу, что приближение конца ускоряет безверие, апатию, отсутствие смысла жизни нередко выживали те, кто имел экзистенциальные смыслы — мать, уцелевшая во время войны, которой обязательно надо было дать знать о том, что ее дети живы, - близких, родных, собственных детей, веру в Бога, незавершенное действие Согласно базовым принципам логотерапии В.

Путь к излечению, если говорить короче, - через обретение смысла. Затягивает зависимость к игре, алкоголю, наркотикам, сексу — найдите смысл в том, чтобы сохранить себя: Удивительно, но этот принцип Франкл относил даже к деторождению!

Рецензия на “Человек в поисках смысла” Виктора Франкла

Виктор Франкл вся её жизнь была бессмысленной, и стала бессмысленной ещё задолго до того, как она заболела. Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны.

Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких. Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, — готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл?

Читайте лучшие цитаты из автора Виктор Франкл. Ви ктор Эми ль и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.“ — Виктор Франкл · О страхе.

Экзистенциальный вакуум сам по себе не является неврозом. Однако цели лого-терапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзистенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза. Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни.

Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также попытки разблокировать стремление клиентов к смыслу. Когда стремление к смыслу у клиентов будет разблокировано, они с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через ценности творчества, переживания и отношения. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответственность за поиски смысла жизни. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только одна из стадий процесса консультирования.

Консультанты прежде всего стремятся помочь клиентам преобразовать имеющийся у них бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать возможность сформироваться бессознательной привычке.

Виктор Франкл. Теория и терапия неврозов

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:

В природе нет ничего лишнего, и страх – самый универсальный . австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом. «По.

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В.

Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. В центр обсуждения автор ставит именно эти кардинальные проблемы человеческого бытия и среди них такие понятия, как смысл и ответственность. Рассматривая человека как телесно-душевно-духовное целое, автор полагает, что именно эти понятия определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества.

О страхе